Назад в каталог статей
Блог

ДОВЕРЯЕТ ЛИ БИЗНЕС ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕНДЕРАМ?

22 Октября 2019

Команда Dozorro провела исследование того, насколько украинский бизнес доверяет и как на самом деле относится к системе электронных торгов. В статье читайте результаты такого исследования

С августа 2016 из системы ProZorro провели торги на сумму около 3,44 трлн грн. В течение этого периода заказчики в среднем объявляли около 2700 конкурентных лотов ежедневно (завершенных). Но несмотря на то, что количество организаторов увеличивается, система улучшается, бизнес, который до сих пор опасается электронных торгов.

Dozorro – проект, что осуществляет общественный контроль публичных закупок, решили сопоставить опыт участников в ProZorro, их восприятие системы публичных закупок и статистические данные об их участии в торгах в течение трех лет. Это сделано для того, чтобы понять уровень удовлетворенности бизнеса системой и готовность и в дальнейшем принимать участие в конкурентных закупках. Для этого не только проанализированы активность участников в ProZorro за три года, но и опрошено почти 600 представителей бизнеса.

Анонимный опрос был проведен с 27 августа по 10 сентября 2019 среди участников ProZorro, чтобы оценить их восприятие системы. Опрос проводился онлайн с использованием сервиса SurveyMonkey. К участию в исследовании приглашались участники, зарегистрированные на одном из четырех площадок - E-Tender, SmartTender, Zakupki.Prom.ua и Держзакупивли.Онлайн.

Проблемы участия: только своя местность и никуда дальше

Независимо от ожидаемой стоимости лота, примерно половина участников торгов - местные. В допороговых закупках процент участников из своей области в течение трех лет постепенно уменьшается, зато увеличивается доля бизнеса из других регионов. При этом, если в лотах с ожидаемой стоимостью до 50 тыс. грн изменения несущественны, для лотов от 50 до 200 тыс. грн доля бизнеса, которая подавалась исключительно в своих регионах, уменьшилась на 11,6%. Противоположная тенденция наблюдается в лотах от 1 млн грн. В таких закупках местный бизнес, наоборот, чаще начинает участвовать только в своем регионе.

Большинство новых участников, прекративших принимать участие после первого года работы, шли с ProZorro сразу после 1-2 попыток. Критическими можно назвать первые 5 участий, ведь 90% участников, которые перестали идти на конкурентные торги, подавали свои предложения в 5 раз включительно. Это порождает необходимость уделять больше внимания «новым» участникам, чтобы поощрить их остаться в системе.

Половина опрошенных (54%) в основном удовлетворена системой ProZorro (поставили оценку «4» или «5»), а о своих намерениях продолжать участвовать в закупках отметили 70% респондентов. Еще 17% затрудняются, однако скорее всего продолжат работать в ProZorro.

Активность участников в ProZorro

выводы на основе данных ВИ

За последний год работы ProZorro (август 2018 - август 2019) менее 30% участников принимали участие только в одном тендере на год и только ≈ 20% соревновались в торгах раз в месяц или чаще. Половина участников подавали тендерные предложения от 2 до 10 раз в год. При этом около половины участников сотрудничали в течение года только с одним заказчиком. Ежегодно заказчики дисквалифицировали примерно половину участников, подавались на торги. Характерно, что для большинства из них это скорее исключения, чем системные проблемы. Почти половина из всех дисквалифицированных ежегодно имели лишь одну дисквалификацию, еще 18% дисквалифицировали два раза в год. С каждым годом все большее количество предпринимателей участвует в закупках от 200 тыс. грн и больше. Кроме этого, ≈ 50% всех участников торгов участвуют в закупках только в пределах своей области. С момента запуска пилотного проекта ProZorro и к 1 августа 2019 более 90 тыс. участников подавали предложения на торги. Со временем определенные участники перестали участвовать в конкурентных закупках. Так, уже на третьем году работы ProZorro еще подавали предложения на торги примерно половина всех участников, присоединившихся в течение предыдущих лет. Для трех лет характерно, что подавляющее большинство новых участников, прекративших принимать участие в первый год работы, шли с ProZorro сразу после 1- 2 попыток. Критическими можно назвать первые 5 участий, ведь 90% из участников, которые перестали идти на конкурентные торги, подавали свои предложения в 5 раз включительно. Это порождает необходимость уделять больше внимания «новым» участникам, чтобы поощрить их остаться в системе. 48, 87% респондентов отметили, что скорее всего и в дальнейшем продолжат участвовать в конкурентных закупках в ProZorro. При этом высоко оценивают свою удовлетворенность системой лишь 54%, а еще 26% поставили ей «тройку» из пяти возможных баллов. Проанализировав ответы, аналитики Dozorro выяснили, что на намерения в дальнейшем работать в ProZorro существенно влияет удовлетворенность системой. Она зависит от:

  • ощущение снижения уровня коррупции
  • обоснованности дисквалификации
  • работы коллегии АМКУ
  • взаимодействия с электронной площадкой
  • удобства поиска тендеров
  • процесса подачи предложения
  • возможности взаимодействовать с заказчиком через электронную систему.

Бизнес, который более доволен и планирует и в дальнейшем участвовать в закупках, часто подается в течение года (три и более раз в месяц), уже принял участие в большом количестве тендеров (более 70) и в 2019 году активно подается на торги сравнению с предыдущими годами. Всех, кто заявляет об отсутствии намерения в дальнейшем работать в ProZorro, объединяет высокая неудовлетворенность системой. Недовольные оценили систему в среднем на 1,73 балла, а довольны – на 3,61.

Что влияет на желание и в дальнейшем работать в ProZorro

выводы на основе результатов опроса

Если бизнес имеет небольшой опыт участия в торгах (до 10 закупок), уменьшил свою активность в 2019 году по сравнению с предыдущими годами, то скорее всего это означает, что он недоволен системой ProZorro и не планирует в дальнейшем участвовать в конкурентных закупках. Независимо от того, с какими проблемами участники сталкивались в тендерах – демпингом, требованием от заказчика предоставить необязательные документы, безосновательным отклонением предложения и т.д., - они в среднем довольны ProZorro на 3,28 балла. В то же время те, кто заявили, что с одной из перечисленных проблем не сталкивались, ставят ProZorro 4,08 балла. Итак, что меньше участники видят этих проблем, тем больше они будут довольны системой. Интересно, что ни демпинг конкурентов, ни собственный демпинг существенно на удовлетворенность системой не влияют.

Влияние дисквалификации

выводы на основе результатов опроса

Решения в дальнейшем участвовать в торгах не влияет факт наличия дисквалификаций. Однако влияет обоснованность объяснений о причинах дисквалификации. Если бизнес будет считать, что заказчик обоснованно объяснил причину дисквалификации, он будет больше доволен системой. В то же время это скорее всего не увеличит его желание участвовать в торгах. Если же бизнес считать, что дисквалификацию объяснили необоснованно, – это негативно повлияет как на его желание работать в ProZorro, так и его удовлетворенность системой.

Коррупция и ее влияние на решение участвовать в торгах

выводы на основе результатов опроса

Решения в дальнейшем участвовать в торгах напрямую не влияет факт наличия в системе коррупции (через личный опыт или через опыт коллег). Однако в планы оставаться в ProZorro влияет на восприятие остроты проблемы коррупции. Среди тех, кто не планирует больше участвовать в торгах, большинство воспринимает коррупцию как очень острую проблему. И наоборот, среди тех, кто планирует работать в ProZorro, большинство считает, что коррупция есть, но она не основная проблема. Также на решение и в дальнейшем работать в ProZorro влияет ощущение участника, стало коррупции больше или меньше. Те, кто планируют в дальнейшем принимать участие в торгах, более склонны считать, что коррупции стало меньше. Те, кто не планируют работать в системе – считают, что ее стало больше. Интересно, что после реформы публичных закупок почти не изменилась доля тех, кто лично (24%) или через коллег (19%) сталкивался с коррупцией в закупках. Однако на 9% больше опрошенных считают, что не сталкивались с коррупцией после запуска ProZorro, если сравнивать с периодом, когда еще осуществлялись государственные закупки (41% и 32% соответственно). На вопрос о том, каким сейчас может быть размер отката в публичных закупках, четверть опрошенных ответила 0% от суммы договора. Примерно половина опрошенных считает, что откат составляет от 1% до 20% (чаще всего в этом диапазоне называли откаты 10%).

Полный текст исследования читайте здесь.

похожие новости

Блог
Блог
Блог