Назад в каталог статей
Блог

Электронные каталоги - прогрессивный этап развития Prozorro

14 Июня 2019

С Евгением Сильверстовым, директором ГУ «Профессиональные закупки» поговорили о том, как сейчас работают электронные каталоги ...

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ – ПРОГРЕССИВНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ PROZORRO


 С Евгением Сильверстовым, директором ГУ "Профессиональные закупки" поговорили о том, как сейчас работают электронные каталоги...С Евгением Сильверстовым, директором ГУ "Профессиональные закупки" поговорили о том, как сейчас работают электронные каталоги. Почему заказчикам стоило бы их практиковать. Какие новые категории товаров ожидать пользователям в ближайшее время. И как проходит квалификация поставщиков для е-каталогов.


В апреле стартовал грандиозный пилотный проект - электронные каталоги, который за своими функциями и принципами похожий на онлайн-магазин. В системе уже есть первые заказчики, которые воспользовались е-каталогом и провели свои закупки. На площадке E-Tender.ua заказчик благодаря е-каталогу впервые закупил бумагу для печати на 19 тыс. грн. Инструмент уникален для допороговых закупок, потому что заказчик не заморачивается с их организацией, а просто выбирает готовый товар из "прилавке". Быстро, удобно и просто!О первой закупке на площадке через е-каталог из уст самого заказчика: https://e-tender.ua/news/pershoprohidci-v-e-katalozi-na-majdanchiku-e-tender-296


 •  Господин Евгений, сегодня уже есть первые результаты пилотирования е-каталогов. Расскажите о них и первом опыте участников и вашем как администратора инструмента.

Электронные каталоги уже работают, и первый заказ был успешно проведен 24 апреля. С того времени состоялся еще ряд закупок, количество которых растет. Для государственных заказчиков это значит, что уже сейчас можно заходить в каталог, выбирать товары и делать заказ. А для бизнеса - сигнал о том, что уже есть огромный рынок допороговых закупок, который стал доступным еще больше. Тот, кто раньше начнет пользоваться новым инструментом закупок, будет иметь опыт, а следовательно, преимущество перед конкурентами. Поэтому советую не медлить.


• Какие преимущественно покупают товары? И поставщики которых преобладают в системе? Почему так складывается?

В каталогах теперь есть три ключевых группы товаров: канцелярские товары, офисная техника и медицинские изделия.Первые две группы были избраны из-за их популярности - на эти товары приходится большое количество не тендерных закупок. Каталог в части этих товаров администрирует Государственное учреждение "Профессиональные закупки". А вот каталог медицинских препаратов формирует Государственное предприятие "Медицинские закупки". Главная цель этой категории - помочь медицинским заведениям быстро, удобно и прозрачно закупать наиболее употребляемые категории товаров в небольшом, тактическом количестве.


• Будете ли расширять перечень категорий товаров и когда?

Е-каталоги постоянно пополняются. Кроме базовых категорий мы наращиваем дополнительные. Этот процесс включает отбор категорий. Их нам предлагают как заказчики, так и поставщики, ведь они имеют большое количество рыночных данных и хорошо понимают спрос.Наша цель - сделать максимально широкую линейку товаров "на полке". Но построение этой линейки происходит постепенно. Сейчас мы расширяем каталог канцелярской группой товаров, также в ближайшее время появятся бензин и дизельное топливо.


• С какими проблемами сталкиваются при проведении закупок через е-каталоги?

Одним из значительных вызовов для нас есть само наполнение каталога товарами. Небольшой интернет магазин теперь насчитывает в своем ассортименте до 100 тыс. товаров, большой - до 1 млн.Магазин для государственных заказов может и не будет иметь такой огромной номенклатуры, но товаров нужно прибавить немало. Следовательно, для нас важным является создание автоматизированного процесса введения товаров в систему (сейчас это происходит вручную).Автоматизированная система будет предусматривать возможность поставщикам передавать собственные каталоги товаров в соответствующем формате, в результате чего они автоматически будут добавляться в систему, проходя только процесс проверки. Согласитесь, это намного быстрее!Сейчас разработчики е-каталога работают над этим функционалом, значит, скоро ожидаем значительного увеличения номенклатуры товаров в каталоге.


• Продолжаете ли отбор участников в систему? 

Как он проходит, на что больше обращаете внимание при квалификации поставщиков?Квалификацию поставщиков в каталог осуществляет ЦЗО. Поставщики могут найти публикацию объявления об отборе поставщиков к каталогу на сайте ProZorro. Квалификацию осуществляем по несложной процедуре, похожей с тем, как проходит квалификация на привычных для нас торгах. Но это не нужно повторять под каждую закупку. Достаточно квалифицироваться один раз, и на определенный период времени поставлять товары через каталог без каких либо формальных процедур.


• Расскажите о порядке проведение закупки через е-каталог. Какие особенности есть, и на чем акцентировали бы внимание заказчиков и участников.

Товары, которые размещены в каталоге сгруппированы в определенные группы, так называемые "профили". Профиль - это набор стандартных требований к предмету закупки, который объединяет товары-аналоги. Заказчик избирает необходимую ему категорию товара, потом с помощью профиля или фильтров избирает товары с нужными техническими характеристиками. После того, как заказчик прибавит определенный товар в корзину, на площадке автоматически создается черновик отчета.После подтверждения заказа электронная система посылает поставщику сообщения о желании заказчика приобрести товар именно у него. Поставщик связывается с заказчиком уже в оф-лайне и заключают договор на поставку товара. После этого в процедуре закупки через каталог заказчик загружает копию отчета о заключенном договоре, который система автоматически размещает в системе ProZorro. Все очень просто и очень быстро!


• На сегодня е-каталоги в пилоте, и заказчик имеет право выбора - использовать их или нет. Но все-таки Ваши рекомендации для заказчиков относительно организации такой закупки.

Е-каталоги - новый этап развития системы электронных закупок ProZorro. Сегодня система чудесно работает с большими тендерами. Но значительная часть небольших закупок происходит за ее пределами. Запуск каталогов позволит перевести этот огромный рынок "допорогов" в понятный, хорошо структурированный и прозрачный формат.Теперь заказчики имеют право определять, как именно они будут закупать товары на допороговых суммах. К сожалению, немало из них заключают прямой контракт, не проводя ни одного анализа, является ли предложение наиболее эффективным. Более того, часто мы имеем примеры злоупотреблений (есть очень кричащие примеры, таки как закупка ноутбука стоимостью 15 тыс. грн. за 199 тыс. грн. и другие не менее кричащие случаи).Закон Украины "О публичных закупках" требует от заказчика опираться на принципы закупок: придерживание прозрачности, максимальной конкуренции, экономической эффективности, недискриминации участников и тому подобное. Сам принцип работы е-каталогу обеспечивает соблюдение их принципов. Ведь, в каталоге есть конкуренция между поставщиками, цена поставщика не может быть выше определенного ограничения что устанавливает ЦЗО (следовательно, исключается возможные махинации с закупкой у "своего" поставщика по заоблачным ценам, информация как о предложениях, так и о результатах закупок доступная в системе ProZorro).Закупая через е-каталог заказчик может быть уверен, его закупка отвечает всем требованиям и принципам Закона.


• Какие результаты ожидаете от внедрения? Поделитесь планами относительно е-каталогов.

В перспективе ожидаем, что использование каталогов позволит значительно снизить операционные расходы на проведение закупок как заказчиков, так и поставщиков. Мы получим большую прозрачность, ведь появляется намного больше данных на уровне конкретного названия товара и производителя для аналитики и аудита закупок. За счет высшей конкуренции будет обеспечена закупка по низшим ценам и сэкономлены больше государственные средства.Конечно, к Amazon и Rozetka.ua нам еще пока далеко). Но верю, что е-каталоги станут настоящим прорывом в небольших государственных заказах. Мы прошли пока только первые шаги, но двигаемся быстро. Присоединяйтесь!

похожие новости

Блог
Блог
Блог