Назад в каталог статей
Новости

Коммуникация с поставщиком

18 Апреля 2018

Как общение помогает заказчикам проводить успешные тендеры

18 апреля при поддержке Укрпочты команда ProZorro провела бизнес-завтрак с участием заказчиков, поставщиков, представителей МЭРТ, АКМУ. Тема дискуссии — коммуникация участников и заказчиков публичных закупок, в частности вопросы организации общения до объявления тендера, законодательные нормы и реальные кейсы успешных закупок с предварительными консультациями.

Спикеры мероприятия: Василий Задворный, директор ГП "Прозорро", Наталья Шимко, заместитель директора департамента регулирования публичных закупок МЭРТ, Надежда Бегун, директор департамента конкурсных торгов ПАО "Укрпочта", Светлана Панаиотиди, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины.

Василий Задворный, директор ГП "Прозорро" начал мероприятие выступлением "Как коммуникация с потенциальными поставщиками облегчает жизнь заказчика". 

Обозначил два главных стереотипа в публичных закупках:

  1. Встреча с бизнесом = заговор.

  2. Общение с бизнесом = шквал проверок.

Спикер объясняет, общение:

  • Сэкономит время заказчику на подготовку тендерной документации.

  • Обсуждение тендерного предложения необходимо для уточнения условий.

  • Улучшит понимание закупки.

Встречи с поставщиками уже проводят такие заказчики:

Укрпочта, Укргаздобыча, Энергоатом, Нафтогаз Украины.

Василий Задворный также советует заказчикам перед началом работы с закупками — изучать рынок. Например, просматривать предварительно потенциальных поставщиков по коду классификатора CPV в системе bi.i, или запросить сведения у площадки. Важно создать собственные базы участников для удобства работы в дальнейшем. Один из важных факторов успешной закупки — четко прописана тендерная документация, ведь так легче будет получить качественный продукт по тендеру.

Золотой треугольник сотрудничества в закупках

Государство — администрирование, установление правил.

Бизнес — поставщики и площадки.

Гражданское общество — контроль.

Идеология сотрудничества между компонентами треугольника уменьшает и даже предотвращает конфликты в закупках.


Наталья Шимко, заместитель директора департамента регулирования публичных закупок МЭРТ рассказала об онлайн-инструментах работы с закупками и ответила на вопрос преследуется ли законом такая коммуникация вне Системы ProZorro.

Итак, согласно ст. 22 Закона о публичных закупках помогает определить работу заказчика при проведении закупок. В свою очередь, Письмо МЭРТ №3304-06 / 48844 от 28.12.2017 "О предпосылках осуществления закупок" содержит следующую информацию: "Заказчики могут предварительно осуществлять маркетинговые исследования, изучение ситуации на рынке, мониторинг коммерческих предложений потенциальных поставщиков, как из открытых источников, и непосредственно консультируясь с рынком". Обращаем внимание, что письма министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информационный характер.

Консультации с рынком допустимы!

Коммуникация до объявления закупки — нормальная практика профессиональных закупщиков в бизнес-учреждениях. Практика коммуникаций постепенно переходит и в публичные закупки, поэтому регулирующие органы проводят разъяснительную работу по этим вопросам.

Для чего консультации?

Чтобы правильно выписать характеристики предмета закупки.

Как проводить такие консультации с рынком?

Открыто — написать на сайте заказчика, протокольно, если это предусматривает регламент.

Приглашайте конкурентов — это обеспечит заказчиков точной информацией.

Делитесь результатами — публикуйте на сайте, чтобы другие поставщики, которые не попали на встречу также имели шанс ознакомиться с информацией.


Надежда Бегундиректор департамента конкурсных торгов ПАО "Укрпочта" в выступлении сосредоточила внимание на мифах и реальности в организации общения с поставщиками.

Миф №1

Выражение "Закон запрещает" в законе О публичных закупках пока встречается всего три раза, а именно в статьях 2, 18, 36.

Императивное право — запрещено все, что не разрешено

Есть вещи, которые в законе не определены, однако основные принципы, прописанные ст. 3 основного закона. Например, вопрос — как определить ожидаемую стоимость, прямо не определен законодательством. Поэтому каждая компания-заказчик должна сама ответить на вопросы. Как решила задачи Укрпочта?

Три основных вопроса в процессе закупки

  1. Как сформировать техническое задание и квалификационные критерии?

Инициатор закупки обычно самостоятельно не готовит ТЗ, он просит о помощи поставщиков с которыми работает или копирует из чьего-то тендера.

Таким образом ТЗ обычно "заточено" под определенное решение. Поэтому:

  • Лучший способ выписать максимально конкурентную ТЗ — обсудить его с рынком.

  • Проводить открытые встречи с поставщиками (анонсом на сайте, в Facebook-странице предприятия).

  • Обязательное участие инициатора.

2. Как вычислить ожидаемую стоимость?

Положение о тендерном комитете содержит требование, ожидаемая стоимость не может превышать среднюю цену 3-х предложений. Поэтому расчет предоставляет инициатор вместе с заявлением на тендер.

3. Как обеспечить участие поставщиков в тендере?

При организации встречи надо, чтобы участники встречи имели одинаковую информацию.

Страх неизвестного

Психологически закупщик предпочитает поставщика, с которым был опыт сотрудничества в прошлом. Требования к квалификации обычно значительно завышен, чтобы обезопасить заказчика от "неожиданностей" с недобросовестным поставщиком. Также обычная практика пригласить у поставщика:

  • Письмо-отзыв от других заказчиков по аналогичным договорам.

  • Обеспечение исполнения договора.

Человеческий фактор

Основная причина отклонения предложения — ошибки, связанные с оформлением пакета документов. Процент "прокладок" активно растет, как результат Государство переплачивает за умение подготовить полный пакет документов. Поэтому:

  1. Контактный телефон должен соответствовать (Укрпочта оставляет мобильный) не члена тендерного комитета, который влияет на решения, а лица отвечающего за конкурентность на торгах.

  2. Создали отдельный лист с перечнем всех справок, которые должны быть предоставлены в составе предложения.

Строим доверие

Страхи участников:

  • приглашают лишь бы "постоял",

  • предыдущий негативный опыт,

  • задержки в оплате,

  • проверки правоохранительных органов в связи с победой в тендере ....

Выход из такой ситуации:

  1. Формируем реестры потенциальных поставщиков, делаем рассылку и телефонные звонки с приглашением к участию в тендере.

  2. Назначаем отдельного менеджера по работе с поставщиками, отвечающий за конкуренцию в торгах.

  3. Собираем обратную связь через Dozorro.


Светлана Панаиотиди, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины рассказала Как заказчику избежать жалоб на условия закупки.

Важно определить, какие государственные учреждения за что отвечают в публичных закупках.

Функции коллегии Антимонопольного комитета Украины

  1. Принимает решение о принятии жалоб к рассмотрению / оставление без рассмотрения / прекращении рассмотрения.

  2. Рассматривает жалобу в течение 15 рабочих дней.

  3. Проверяет закупку по информации представленной в жалобе и электронной системе.

  4. Может обязать Заказчика внести изменения в тендерную документацию.

  5. Может обязать Заказчика отменить решение об отклонении.

  6. Может обязать Заказчика отменить допущение к аукциону или отклонения в допуске.

  7. Может обязать Заказчика отменить процедуру.

  8. Может обязать Заказчика отменить решение об определении победителя.

Функции системы ProZorro

  1. Формирует регистрационную карточку жалобы.

  2. Направляет жалобу Заказчику и Коллегии АМКУ.

  3. Приостанавливает электронный аукцион.

  4. Не обнародует договор и отчет о результатах закупки.

  5. Обнародует решения, принятые Коллегией АМКУ.

  6. Уведомляет Заказчика и жалобщиков.

  7. Назначает новую дату и время электронного аукциона.

похожие новости

Новости
Новости
Новости