Назад в каталог статей
Новости

НОВШЕСТВА В НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА «О ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПКАХ»

13 Января 2020

Уже с 19 апреля с началом введения новой редакции Закона «О публичных закупках», все закупочное сообщество начнет жить по-новому. Следовательно уже сейчас следует уделить внимание изменениям и овладеть ими. В статье - об основных моментах новой редакции

Новая редакция закона «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования публичных закупок» от 19.09.2019 № 114-IX, начнет действовать 19.04.2020-го, кроме раздела 6 «Процедура торгов с ограниченным участием», который отложили на 12 месяцев с даты вступления в силу.

В новую редакцию вошли все наработки, как законодательные, так и технические системы. Разработчики предусмотрели все возможности, важные как для бизнеса, так и для закупщика. Важным в принятии этой редакции стало и то, что Украина является участницей Соглашения об ассоциации с ЕС, а следовательно, имеет определенные международные обязательства в гармонизации национальных норм, регулирующих публичные закупки к европейским.

Электронный каталог - узаконенный в системе Прозорро

Многим закупщикам и поставщикам понятие «электронный каталог» или еще как его называют официально - Прозорро Маркет, знакомо. Поскольку с момента его пилотного запуска - апреля прошлого года многие из них проводили закупки именно благодаря этому инструменту. Или же в случае поставщиков - представили свою продукцию в нем. Сейчас Прозорро Маркет еще действует как пилот, и уже с апреля этого года будет узаконен и предусмотрен в качестве альтернативы допороговым закупкам.

Е-Тендер подключен к Прозоро Маркет и предоставляет доступ к работе в нем.

Упрощенная закупка - процедура, которая будет касаться закупок

Упрощенная закупка - процедура, которая будет касаться закупок, стоимость которых равна или больше 50 тыс. грн, но меньше той, которая определена в п 1, 2, ч. 1, ст. 3. Поэтому такой вид процедуры станет обязательным для проведения заказчиками в системе. Заметим, что в настоящее время в системе немало заказчиков объявляют такие допороговые закупки. Часть из них действительно проходит через систему прозоро, а часть - через заключение с поставщиками прямых договоров вне системы. Также в новом законе определены и ряд случаев, когда стоимость закупки равна или превышает 50 тыс. грн, меньше той, которая определена в п 1, 2, ч. 1, ст. 3, и заказчик может не применять упрощенную закупку.

Торги с ограниченным участием - новый вид процедуры

К традиционным четырем процедурам закупок - открытые торги, «переговорка», конкурентный диалог, закупка за рамочным соглашением, в законе добавили еще и процедуру торгов с ограниченным участием. Она предусматривает обязательную предварительную проверку квалификации участников. Заметим, такую процедуру заказчики смогут реализовать только с 10.10.2020.

Определено понятие «аномальная низкая цена»

С появлением новой редакции закона, аномальную низкую цену система будет определять автоматически. Так, ею в законе определено цена, что является наиболее экономически выгодного предложения по результатам аукциона, которая меньше на:

  • 40 или более % от среднеарифметического значения цен тендерных предложений других участников на начальном этапе аукциона;

и / или

  • меньше на 30 или более % от следующей цены тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона.

Таким образом заказчик сможет противодействовать ценовому демпингу. Но это не означает, что участник, который дал такую цену, не сможет выиграть такой тендер. Но если участник будет иметь обоснование своей аномальной цены, тогда все в его руках. Правила применения таких механизмов довольно четко прописаны в Законе.

Предвидеть альтернативные критерии оценки

Еще один важный момент в изменениях для заказчиков - возможность предусматривать в тендерной документации альтернативные критерии оценки. Как показало нынешнее исследование, проведенное Минэкономики, неценовые критерии применяют менее чем в 1% закупок. Хотя закон дает заказчикам возможность провести тендер не только по критерию самой низкой цены. Конечно, у каждого заказчика есть на это своя причина. Из 500 опрошенных, наибольшее количество респондентов считает, что именно законодательство требует закупать только по самой низкой цене, и чуть меньше - боится негативной позиции аудиторов по этому поводу.

Больше об этом читайте здесь.

К СВЕДЕНИЮ

В рамках проекта EU Association Lab создан электронный конструктор неценовых критериев для удобства и простоты их использования.

Дополнительные 24 часа для участника

С появлением новой редакции, появится и дополнительные 24 часа для участника. Поскольку, есть норма, регламентирующая рассмотрение и оценку предложений и дает участнику еще сутки на исправление несоответствий в документах, поданных на тендер. Это могут быть любые справки, составленные в произвольной форме с информацией о соответствии квалификационным критериям, аналогичные договоры, учредительные документы, финансовая отчетность и тому подобное.

Обжалование тендеров по-новому

Для участников важным изменением с началом действия новой редакции закона станет обжалования тендеров. Разработчики учли пробелы практики и оптимизировали оспариваемый процесс. Так, провели ряд усовершенствований по обжалованию и ввели некоторые новые правила.

Что касается первого, то изменился срок подачи жалобы на принятые решения, действия или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников. Жалобы будут подавать в течение 10 дней со дня, когда участник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав в следствии решения, действия или бездействия заказчика, но ко дню заключения договора о закупке. Сроки по представлению жалобы на условия тендерной документации, остались неизменными.

Также усовершенствовали процедуру представления дополнительных материалов к жалобе. Материалы, субъект обжалования и / или заказчик желает привлечь к рассмотрению жалобы, можно будет подать через систему не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения. Что должно способствовать лучшей организации объяснение между сторонами жалобы.

Что же касается новаций в обжаловании, то ими являются:

  • срок на выполнение решений органа обжалования;
  • обжалования многолотовых закупок;
  • возврата платы за подачу жалобы.

Также участники смогут обжаловать отмену процедуры закупки, в том числе и тогда, когда система автоматически отменит процедуру закупки при отклонении предложений всех участников.

похожие новости

Новости
Новости
Новости