Назад в каталог статей
Мнение экспертов

ОШИБКИ В СОСТАВЕ ТЕНДЕРНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ПРАКТИКА РЕШЕНИЙ ОРГАНА ОБЖАЛОВАНИЯ

30 Мая 2018

Примеры решений АМКУ по отдельным вопросам

Дeнис Левченко, 

Консультант по вопросам о публичных закупках

Работал: заместитель начальника отдела обучения и поддержки системы ГП «ПРОЗОРРО»; заместитель директора юридического департамента начальник отдела правовой защиты интересов Министерства в судебных и других органах Минэкономразвития Украины; член Комиссии по рассмотрению обращений при проведении допороговых закупок при ОО Transparancy International.


При подготовке жалоб жалобщики достаточно часто задают себе вопрос, а как постоянно действующая административная коллегия по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок Антимонопольного комитета Украины (Орган обжалования) может отреагировать на аргументы относительно отклонения или не отклонение Заказчиками тендерных предложений на основании ошибок, которые могут быть определены как формальные, однако, не всегда прямо определены как в тендерной документации.

Нарушение законодательства в сфере публичных закупок: практика АМКУ

Вниманию читателей интересная подборка, в том числе из собственной практики, примеров отдельных решений Органа обжалования по данному вопросу.

Ситуация №1

Об отклонении тендерного предложения участника в связи с тем, что в составе тендерного предложения представленные документы, изготовленные / сканированные не из оригиналов документов, составленных непосредственно участником.

В качестве примера, решение органа обжалования от 10.04.2018 года № 1942-р / пк-ПО, в процедуре № UA-2017-02-13-000931-a.

В решении указано следующее.

«Согласно протоколу от 15.03.2017 второй основанием для отклонения тендерного предложения жалобщиков было:« в нарушение пункта 1 раздела 3 документации участником в составе предложения представлены документы, изготовленные не из оригиналов документов, составленных непосредственно участником ».

Исходя из требований тендерной документации, определенные этой документацией ,документы тендерного предложения загружаются в электронную систему закупок в виде цветных скан-копий формата pdf, изготовленных с оригиналов документов, составленных непосредственно участником.

Орган обжалования пришел к выводу, что Заказчик не доказал и документально не подтвердил несоответствие документов, поданных в составе тендерного предложения жалобщиков указанным требованиям документации, в частности, что документы загружены в виде бумажных скан-копий изготовлены не из оригиналов документов.

Учитывая изложенное, тендерное предложение жалобщиков была неправомерно отклонена Заказчиком из приведенной выше основания.

Подобным примером может быть решение органа обжалования от 11.05.2018 года

№ 4456-р / пк-ПО, в процедуре № UA-2018-03-21-000687-a.

В решении органа обжалования указано, в том числе, следующее.

«Согласно пункту 1 раздел III документации, если заказчиком требуется загрузка в электронную систему закупок электронных файлов оригиналов документов, созданных непосредственно участником (справок, писем, договоров, сертификатов, паспортов, инструкций и др.), То такой документ должен быть перед цветным сканированием подписан уполномоченным лицом участника и содержать печати участника.

Орган обжалования пришел к выводу, что Заказчик не доказал и документально не подтвердил, созданные непосредственно Жалобщиком документы неотсканированные с оригиналов.

Учитывая приведенное, Жалобщик не нарушил условия документации в этой части, в связи с чем его Предложение было неправомерно отклонено из приведенного выше основания ».

Ситуация №2

Об отсутствии на отдельных документах в составе тендерного предложения дат и регистрационных номеров

Среди решений органа обжалования по этому вопросу обращает на себя внимание решение № 5409-р / пк-ПО от 10.08.2017, в процедуре UA-2017-06-16-001452-b.

В Тендерной документации Заказчиком не было отнесено к формальным ошибок отсутствие в тендерных предложениях на отдельных документах дат и регистрационных номеров.

Орган обжалования отметил:

«В соответствии с пунктом 1 раздела «Инструкция по подготовке тендерного предложения» документации документы тендерного предложения, подготовленные непосредственно участником должны содержать дату документа, регистрационный номер».

Стоит обратить внимание на то, что отсутствие на документах даты и регистрационного номера прямо не были отнесены Заказчиком к формальным ошибкам в Тендерной документации.

В составе тендерного предложения участника содержатся документы «Тендерное предложение», «Коммерческое предложение», «Технические, качественные и количественные характеристики предмета закупки», в которых отсутствует дата и регистрационный номер.

Вместе с тем, согласно части третьей статьи 22 Закона формальными (несущественными) считаются ошибки, связанные с оформлением тендерного предложения и не влияют на содержание предложения, а именно технические ошибки и описки.

Орган обжалования пришел к выводу, что Заказчик не доказал и документально не подтвердил, что не указания на документах тендерного предложения даты и регистрационного номера влияет на содержание тендерного предложения участника.

Учитывая изложенное, тендерное предложение жалобщиков была неправомерно отклонена Заказчиком из приведенной выше основания.

Ситуация №3

О наличии в составе тендерного предложения участника проекта договора о закупке на бланке такого Участника

Периодически в практике Органа обжалования появляются жалобы в которых речь идет, в частности, о том, что проект договора о закупке, представленный в составе тендерного предложения участников, размещенный на бланках таких участников, при том, что Тендерная документация не содержит требований относительно такого оформления проекта договора о закупке (далее указанное обстоятельство).

В качестве примера, решение органа обжалования от 02.07.2017 № 5151-р / пк-ПО в процедуре закупки № UA-2017-04-03-002239-b. В жалобе жалобщик ссылается на указанное обстоятельство.

Однако, Орган обжалования указывает на то, что документация не содержит отдельных требований относительно порядка оформления проекта договора, в связи с чем указывает на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы в этой части.

Ситуация №4
Относительно требования в Тендерной документации о том, что создание и представление участником документов тендерного предложения должно быть осуществлено с учетом требований Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте»

Позиция органа обжалования по этому вопросу сводится к тому, что Участники должны скреплять документы, представленные в составе тендерных предложений электронной цифровой подписью, если такое требование прямо указано в Тендерной документации.

В качестве примера, одно из таких решений Органа обжалования от 06.10.2017 № 7045-р / пк-ПО в процедуре № UA-2017-07-07-001709-b.

Позиция истца заключалась, в частности, в том, что тендерные предложения 2 участников не были скреплены электронными цифровыми подписями подписчиков электронных документов от имени указанных участников или не скреплены подписями, приравненными к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины «Об электронной цифровой подписи», не соответствует пункта 1 раздел III Тендерной документации.

В соответствии с пунктом 1 раздел III документации все документы тендерного предложения подаются в электронном виде через электронную систему закупок, в виде сканированных электронных оригиналов или сканированных электронных копий документов, в соответствии с абзацем четвертым части второй статьи 12 Закона создания и представления участником документов тендерного предложения должно быть осуществлено с учетом требований Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».

Орган обжалования указал на то, что «Документация не содержит отдельных требований о необходимости наложения на документы, предоставленные в составе Предложения, электронной цифровой подписи участника».

Как видим, Орган обжалования иногда относит ту или другую ошибку в составе тендерного предложения участника к формальной, ссылаясь непосредственно на нормы Закона Украины «О публичных закупках».

Надеюсь информация была не только интересной, но и полезной. Больше исследований по практике решений Органа обжалования в следующих статьях. Следите за анонсами.

Заинтересовала информация статьи?
Получить дополнительное разъяснение

похожие новости

Мнение экспертов
Сейчас передача государственного и коммунального имущества в аренду осуществляется только в системе Prozorro.Продажи. Потенциальные арендаторы теперь соревнуются за право арендовать тот или иной объект на электронных аукционах. Такая конкуренция выгодна как государству, так и предпринимателям. Выгода для государства - справедливая арендная плата. Предприниматели получили честную процедуру аренды без коррупции. Узнайте об этом в статье Алины Каневской, опубликованной на сайте Корреспондент.net
Мнение экспертов
Современный закупщик - это широкая профессия, которая требует соответствующего уровня знаний и навыков. Закупщикам нужно совершенствовать свою квалификацию, чтобы претендовать на лучшие проекты, лучшие условия работы и лучшую зарплату. На вопросы команды PR отдела площадки E-Tender, какие требования выдвигает рынок к специалистам в сфере закупок, ответила руководитель Центра усовершенствования закупок Киевской школы экономики Ольга Терещенко.
Мнение экспертов
Более тысячи торгов проведено в системе автоматизации закупок Е-Tender. Мы делимся первыми результатами работы по этому направлению. Система уже помогла пользователям сэкономить миллионы гривен на закупках, а некоторые заказчики «отбили» годовую стоимость пользования системой, успешно проведя лишь одну-две закупки.