Назад в каталог статей
Мнение экспертов

Упрощенные закупки. Взгляд в будущее

24 Мая 2018

Среди нововведений, которые планируется внести в Закон Украины «О публичных закупках» предполагается появление упрощенной процедуры закупки

13 апреля 2018 Президент Украины определил как неотложный проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины.

Среди нововведений, которые планируется внести в Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII с изменениями (далее - Закон №922), предполагается появление упрощенной процедуры закупки.

В проекте Закона сформулировано следующее определение:

"251) упрощенная закупка - приобретение заказчиком закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 000 гривен и меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 настоящего Закона"

Также, предлагается законодателям дополнить Закон №922 статьи «111. Упрощенные закупки».

Давайте попробуем разобраться, что принесут заказчикам изменения!

Допороговые закупки = упрощенные закупки!

Прежде всего, после принятия изменений в Закон №922, заказчикам следует дождаться двух событий:

  • Разработка Уполномоченным органом (Минэкономразвития) форм документов для упрощенных закупок.
  • Технической реализации таких форм на авторизованных электронных площадках.

После этого упрощенные закупки станут частью повседневной жизни для каждого закупщика в Украине.

Тендерный комитет / Уполномоченное лицо и упрощенные закупки

Изменения в Закон предусматривают, что обязанность проводить упрощенные закупки передается в тендерный комитет или Уполномоченному лицу.

Таким образом, протокольным решением ТК или УЛ будут утверждаться:

  • документация упрощенной закупки и изменения к ней;
  • решение о намерении заключить договор о закупке;
  • решение об отклонении предложения участника;
  • решение об отмене упрощенной процедуры закупки.

Ответственность

Поскольку проект Закона четко регулирует нормы об осуществлении закупок от 50 тыс. грн. к существующим порогам, вопрос ответственности становится довольно актуальным.

Так, статья 164-14 КУоАП предусматривает ответственность за необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства.

Следовательно, в случае нарушений будущих норм Закона №922 относительно обнародования информации о упрощенных закупок, служебные (должностные), уполномоченные лица заказчиков получат шанс избавиться своих личных минимум 11900 гривен.

Упрощенные закупки и Казначейство

Проект Закона «радует» заказчиков торгов тем, что к определению понятия «Договор о закупке» добавляется норма, которая приравнивает заключенный договор по результатам упрощенной закупки договору о закупке!

Какие последствия?

Для регистрации договора, заключенного по результатам упрощенной процедуры закупки, в органах Казначейства, заказчикам нужно пройти такой же путь, как и при регистрации договора о закупке по результатам проведенной процедуры открытых торгов или переговорной процедуры. Казна, в свою очередь, вынуждена будет проверять наличие договора о закупке, годового плана закупок и отчета о результатах проведения упрощенной процедуры закупки, подтверждающие проведения упрощенной процедуры закупки, по результатам которого заключен договор о закупке

Ждем новых «истории» от казначейств.

Договор о закупке

Рекомендую запомнить основные два предостережения для заказчиков:

  • Изменения к существенным условиям договора, заключенного по результатам упрощенной процедуры закупки можно будет вносить только в рамках ч.4 ст.36 Закона №922. Соответственно, изменения к такому договору и отчет о его выполнении нужно будет обнародовать в системе в течение трех рабочих дней согласно ст. 10 Закона №922;
  • Статья 164-14 КУоАП указывает на ответственность за заключение с участником, который стал победителем торгов, договора о закупке по ценам и объемам, которые не отвечают требованиям тендерной документации. То есть, вспоминаем правило «Цена аукциона = цена договора о закупке»!

Исключение

Проект закона предусматривает ряд исключений, которые позволят заказчикам заключать прямые договора, но с сохранением обязанности обнародования отчета о заключенном договоре.

Все исключения взяты из переговорной процедуры закупки.

Однако, будет включена в Закон №922 возможность заключить договор «напрямую», если есть необходимость в осуществлении закупки в связи с объективными обстоятельствами, делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения упрощенной закупки.

Единственная просьба к заказчикам: не злоупотребляйте этой нормой!

Подытоживая все сказанное, могу заверить, что страшно будет только сначала, а дальше - все будет хорошо!

Читайте скоро: «Алгоритм проведения упрощенной процедуры закупки»

Заинтересовала информация статьи?
Получить дополнительное разъяснение