Назад в каталог статей
Блог

Отклонение участника-победителя (часть 2)

13 Марта 2019

Предложение победителя заказчик может отклонить только на отдельных определенных основаниях, которые описаны в статье

Диана Чайка и Любава Стефанюк

Отклоняем участника-победителя

(Основание 2)

Диана Чайка и Любава Стефанюк

Предложение победителя заказчик может отклонить только на отдельных определенных ЗУ «О публичных закупках» основаниях, а именно:

  • если он отказался от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или заключения договора о закупке;
  • не предоставил документы, подтверждающие отсутствие оснований, предусмотренных статьей 17 Закона.

В статье: проанализируем второе основание отклонения предложения участника-победителя и его нюансы правомерного применения.

Первое основание отклонения анализировали в статье «Когда победа не окончательная, или отклоняем участника-победителя (основание 1)».

Напомним, основания для отклонения тендерных предложений определены в ст. 30 Законе. Среди них отдельно предусмотрены основания, касающихся участников, и отдельно - чисто участника-победителя (то есть, того участника, который уже получил сообщение о намерении заключить договор). И здесь кроется первый важный нюанс, на который заказчику следует обратить внимание, - отклонять участника-победителя по основаниям, которые предусмотрены законом для участников, нельзя. Например, из-за несоответствия его предложения тендерной документации или несоответствие квалификационным критериям.

ОСНОВАНИЕ 2 - участник-победитель не предоставил документы, подтверждающие отсутствие оснований, предусмотренных статьей 17 Закона.

Чаще всего при применении этого основания у заказчиков возникают следующие вопросы: какие именно документы, в какой срок и каким образом? Поэтому дальше расскажем именно об этом.

Какие документы?

В статье 17 предусмотрен перечень случаев, в которых Заказчик должен принять решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение участника.

При этом определено, что информация об отсутствии в отношении себя определенных оснований должно предоставляться всеми участниками в произвольной форме. А вот уже для участника-победителя заказчик должен предусмотреть способ документального подтверждения такой информации, но только по определенным пунктам, определенных в Законе и только в случае, если соответствующая информация не содержится в открытых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.

Несмотря на то, что информацию, указанную в п. 2, 3, 8 ч. 1 ст. 17 заказчик может самостоятельно проверить в открытых реестрах *.

РЕКОМЕНДУЕМ

Читайте об «Открытые реестры: проверка участников гостендеров» по ссылке.


Документальное подтверждение заказчик вправе требовать лишь в подтверждение отсутствия оснований, определенных в п.5 и 6 ч. 1 и 2 ст. 17. То есть, фактически он может потребовать документальное подтверждение лишь об отсутствии у физического лица, являющегося участником или у должностного лица участника, подписавшего конкурсную заявку, непогашенной судимости за преступление, совершенное из корыстных побуждений, и об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов , применять последнее основание для отказа, при этом является правом, а не обязанностью заказчика.

Однако, если все же заказчик вышел за пределы дозволенного и попросил участника-победителя предоставить документальное подтверждение отсутствия других оснований, в частности тех, которые должен самостоятельно проверять в открытых реестрах, участнику не время вступать в спор - следует все же выполнять такое требование. Ведь определение способа документального подтверждения соответствия требованиям - это прерогатива заказчика. А не обжалованные требования являются обязательными к исполнению. В противном случае - предложение отклоняется.

А если, например, такие документы просроченные или неподобающе оформленные (например, адресованы не на заказчика), то можно такое предложение отклонить и на каком основании - за несоответствие требованиям ТД или за непредоставление документов победителем?

Во-первых, что нужно осознать, что несоответствие имеет место только тогда, когда нарушается однозначно установленое требование ТД (например, определен конкретный срок действия справки, предусмотрено, что справка должна быть адресована заказчику и т. Д.).

Во-вторых, несмотря на наличие несоответствия документов, определенных для предоставления победителем требованиям ТД, это, в данной ситуации, следует расценивать, как непредоставление документов, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных статьей 17 Закона, ведь отклонять предложение победителя можно, как мы уже установили, только на основаниях, определенных для победителя.

В какой срок?

Законом, а именно абз. 2 ч. 3 ст. 17 определено, что победитель торгов должен предоставить заказчику документы, подтверждающие отсутствие оснований для отказа в срок, не превышающий 5 дней (имеются в виду календарные дни) с даты публикации на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок сообщение о намерении заключить договор.

Юридически сроком является определенный период во времени, с истечением которого связано действие или событие, имеющее юридическое значение. Течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ст.251, 253 ГКУ).

А если последний день срока приходится на выходной день? Переносится конечный срок на следующий рабочий?

Здесь позиции МЭРТ и АМКУ расходятся.

МЭРТ считает, что при исчислении сроков необходимо руководствоваться ГК Украины, который закрепляет общие положения относительно правильного исчисления сроков и определения начала течения срока, а также Законом.

То есть, если последний день срока для представления документов приходится на выходной, определенный в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем окончания срока является первый за ним рабочий день (ответ на запрос № 256/2017).

А практика АМКУ другая - в части сроков, считает, что нормы ГК не распространяются на специальный Закон (например, решение от 29.06.2017 № 4232). Представление документов в срок, превышающий 5 календарных дней со дня опубликования сообщения о намерении расценивается как непредоставление документов и являться причиной отклонения предложения такого участника.

А вот как поступить заказчику, если такие документы участник предоставил заранее - еще до обнародования сообщения о намерении заключить договор? Отклонить ли ему предложение такого участника, или нет?

Этот вопрос на самом деле - дискуссионный. И авторы имеют абсолютно противоположные мнения по этому поводу.

С одной стороны, Закон не содержит требования, документы должны быть предоставлены исключительно в течение 5-дневного срока с момента опубликования сообщения о намерении, зато определено только конечный срок для предоставления таких документов. Если участник предоставил все необходимые документы, которые соответствуют требованиям заказчика, еще в составе своего предложения - они могут считаться предоставленными в срок, не превышающий 5 дней с даты публикации на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок сообщение о намерении заключить договор.

С другой стороны, Законом определено, что такие документы должен предоставить именно участник-победитель, то есть участник, которому заказчик уже сообщил о намерении заключить с ним договор. Фактически - это же одна и та же юридическое лицо. И несмотря на то, что Закон не содержит конкретизации, что данные действия должны быть выполнены только в этом статусе и только в пределах 5-дневного срока, а все неточности формулировки должны трактоваться в пользу участников, учитывая принципы Закона, по нашему мнению, основание для отклонения здесь, отсутствует.

Каким образом?

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона представление информации при проведении процедуры закупки осуществляющим в электронном виде через электронную систему закупок. Но конструкция «Оказывает заказчику» достаточно размыта и может быть по-разному трактуемая участниками.

Поэтому вывод такой: документы необходимо предоставить именно тем способом, который определил заказчик - лично или путем загрузки в электронную систему.

Если в документации способ предоставления документов не конкретизирован - приемлемым будет любой способ их предоставления.

Эту позицию подтверждает и Минэкономразвития в своем письме от 24.04.2017 № 3304-06 / 13652-06 «О применении статей 17 32 Закона».
Сайт авторов статьи.

Рекомендуем также прочитать:

Заинтересовала информация статьи?
Получить дополнительное разъяснение

похожие новости

Блог
Блог
Блог