Назад в каталог статей
Блог

Военное положение и закупки ПРОЗОРО: что нужно знать

14 Декабря 2018

Закупки при военном положении: проведение переговорной процедуры, закупки для нужд обороны, закупка товаров, являющихся государственной тайной

Сегодня в стране введено военное положение. Его ввели в соответствии с Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 26.11.2018 № 393/2018. Также свои рекомендации на предоставило Минэкономразвития в письме № 3304-04 / 54045-06 от 10.12.2018 «Об осуществлении закупок в связи с введением военного положения в отдельных местностях».

Военное положение ввели в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.

Вопрос военного положения регулирует и Закон Украины от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения». Им, в частности, определен переход полномочий (полностью или частично) от местных органов власти и самоуправления (а также ранее созданных в зоне АТО военно-гражданских администраций) к военным администрациям (в случае их создания). Также введены меры правового режима военного положения (ст. 8 настоящего Закона) и ограничен ряд прав и законных интересов юридических лиц.

Военное положение прекращается автоматически после завершения срока, на который он был введен. Досрочно его может отменить Президент Украины соответствующим Указом

Отметим, введение военного положения заказчикам определенных регионов не помешает полноценно проводить закупки. За исключением, когда на запланированные закупки не выделили средства в связи с переходом прав распорядителя бюджетных средств к военной администрации. А вот об особенностях проведения определенных процедур закупок рассказываем ниже.

Проведение переговорной процедуры

С введением военного положения у некоторых заказчиков, которые осуществляют свою деятельность на территориях, где он объявлен, возникают вопросы по применению такой процедуры закупки как переговорной, когда ее применяют как насущную необходимость.

Так вот. Переговорную процедуру как насущную необходимость применяют в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения тендера, а именно – связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Проведение такой процедуры в предусмотренных случаях заказчик осуществляет по собственному решению по каждой процедуры.

Обращаем внимание, что применение такой процедуры из указанных оснований применяют исключительно в случае ликвидации чрезвычайных ситуаций и не предусматривает возможности для ее использования в целях предупреждения наступления таких последствий. Кроме того, проведение ее должно быть обоснованным и документально подтвержденным.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на отдельной территории или субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, приводит(может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большого количества погибших и пострадавших, нанести значительный материальный ущерб, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, проведение на ней хозяйственной деятельности. (п. 24 ч. 1 ст. 2 Кодекса гражданской защиты Украины)

Итак, сам факт введения военного положения не всегда можно расценить как чрезвычайную ситуацию, а закон о его введении не является основанием для массового производства переговорных процедур. Так, например, применение переговорной процедуры по указанным основаниям возможно тогда, когда учреждение или предприятие задействованы в работах, направленных на прекращение действия опасных событий, спасения населения, а также на локализацию зоны чрезвычайной ситуации.

Осуществление закупок для гарантированного обеспечения потребностей обороны

Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны» предусматривает особенности осуществления процедур закупки для гарантированного обеспечения потребностей обороны в особый период, в период проведения антитеррористической операции и в период введения чрезвычайного положения.

Проводят закупки для гарантированного обеспечения потребностей обороны: МО Украины, его разведывательные органы, МВД, СБУ, Нацгвардия, Национальная полиция, Государственная пограничная служба, Служба внешней разведки, Госспецсвязь, Государственная специальная служба транспорта, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, Управление государственной охраны и другие военные формирования и / или части (ч. 6 ст. 2 Закона «О публичных закупках»; ч. 2 ст. 2 Закона «Об особенностях закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны»)

Итак, в случае проведения антитеррористической операции, введение чрезвычайного положения или наступления особого периода учреждения - заказчики, которые приведены выше согласно указанным законам, в связи с наступлением соответствующего периода на определенной территории могут проводить закупки для гарантированного обеспечения потребностей обороны.

Закупка товаров, являющихся государственной тайной

Согласно Закону «О публичных закупках» его действие не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы и услуги, которые являются государственной тайной.

В то же время Закон Украины «О государственном оборонном заказе» определяет правовые основы планирования государственного оборонного заказа и регулирует особенности отношений, связанных с проведением процедур закупки товаров, работ или услуг оборонного назначения.

Итак, если закупка товаров, работ и услуг составляют государственную тайну, в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне», заказчики осуществляют такую закупку без применения требований, установленных в Законе «О публичных закупках».

похожие новости

Блог
Блог
Блог