Назад в каталог статей
Блог

КАКИЕ ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЗАКУПОК ОЖИДАЮТ ЗАКАЗЧИКОВ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

18 Октября 2019

С 2020-го заказчиков ожидает не только увеличение размеров штрафа до максимума 170 тыс. грн, но и расширение количества случаев, когда руководителей, должностных лиц заказчиков или уполномоченных, могут быть привлечены к ответственности. Олег Кушнир, главный редактор журнала «Консалт Инфо» систематизировал нормы новой редакции закона «О публичных закупках» по этому поводу.

Полный текст размещен в журнале № 15 (3)

Напомним, новый закон вступит в силу только по истечении 6 месяцев с момента его опубликования. Новым законом внесены изменения и в ст. 164-14 КУоАП, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства о закупках.

Кого будут привлекать к ответственности?

Если говорить о лицах, которых будут штрафовать, то все новые штрафы условно можно разделы на две категории:

  • служебные (должностные) лица заказчика,
  • уполномоченные лица,
  • руководитель заказчика.

Уникальная основание об ответственности для руководителя заказчика – неисполнение решения АМКУ.

Какие органы будут фиксировать нарушения?

Если говорить о механизмах привлечения к ответственности и о субъектах, которые будут фиксировать своим постановлением штраф, то здесь также речь идет о двух категориях;

  • постановление о наложении штрафа составляет ДАСУ;
  • штраф назначается постановлением суда.

ДАСУ будет возможность составлять протокол об административном правонарушении и постановление о наложении штрафа за нарушения, предусмотренные абз. 1 ст.164-14 КоАП.

Какой размер штрафа предусмотрен?

Размер штрафа фиксированный – 1700 грн. за первое нарушение.

3400 грн., если нарушения совершены лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения.

Сроки привлечения также изменены: советы минимизации ошибок

Меняются также и сроки привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений по ст. 164-14 КУоАП путем внесения изменений в ст. 38 КУоАП.

Вот, скажем, в ч. 1 ст. 24 Закона предусмотрено, что заказчик в течение трех рабочих дней со дня их обнародования предоставить разъяснения на обращения и обнародовать его в электронной системе закупок в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о предоставлении разъяснений.

Якобы нормальная основание для ответственности, однако техническая реализация возможности дать ответ на разъяснение должно соответствовать Закону.

На сегодня есть ряд примеров, когда на площадках «исчезает кнопка», которая дает возможность предоставить ответ на разъяснения, так как система не знает, что такое рабочие дни.

Совет: оперативно отвечать на разъяснение и не откладывать это на последний день срока.

В ч.1 ст. 25 предусмотрено, что размер обеспечения ТП не может превышать:

- 0,5% ожидаемой стоимости закупки в случае проведения тендера / упрощенной закупки на закупку работ;

- 3% в случае проведения тендера / упрощенной закупки на закупку товаров или услуг на условиях, определенных ТД / объявлением о проведении упрощенной закупки.

Совет: сделайте для себя условный максимум по размеру обеспечения ТП 0,4% - в работах, 2,5% - в товарах и услугах.

Как показывает нынешняя судебная практика, за это нарушение количество штрафов достигает 90% по сравнению с другими правонарушениями. И в большинстве случаев речь идет по непроцедурные нарушения по необнародованным или несвоевременное обнародование предусмотренных документов. Лица, ответственные за обнародование информации, руководители заказчиков и главные бухгалтеры имеют между собой договориться, что все договоры и изменения к ним должны визировать лицами, которые обнародуют информацию в системе.

Будьте бдительны, ведь когда начинается процедура мониторинга закупки, законом предусмотрена необходимость отреагировать на действия аудиторов. И, например, в ч. 5 ст. 8 Закона установлено, что заказчик в течение трех рабочих дней со дня опубликования запроса о предоставлении объяснений относительно принятых решений и / или совершенных действий или бездействия, которые являются предметом исследования в рамках мониторинга процедуры закупки, должен предоставить соответствующие объяснения (информацию, документы) через электронную систему закупок.

Не придаете такие объяснения – потенциально есть шанс получить штраф.

Также Закон указывает на то, что срок рассмотрения ТП не должен превышать пяти рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения. Такой срок может быть аргументировано продлен заказчиком до 20 рабочих дней.

В случае продления срока заказчик публикует сообщение в электронной системе закупок в течение одного дня со дня принятия соответствующего решения.

Все просто. Следите за сроками и не нарушайте их.

Это одна из самых рисковых для заказчика норм, которая появилась в ст.164-14 КоАП. И примеров, когда она может быть применена – множество.

Так, например, определили победителя и обнародовали сообщение о намерении заключить договор, а другой участник подал жалобу в АМКУ и по результатам ее рассмотрения орган обжалования обязал заказчика отменить решение об определении победителя. Штраф готов, ДАСУ имеет только оформить это протоколом об административном правонарушении и направить его в суд.

Совет: разрабатывайте ТД без чрезмерных требований и четко определяйте перечень документов, которые участник должен представить в составе ТП.

Заметим, такое нарушение не будет распространяться на упрощенные закупки!

Видоизмененная основание для привлечения к ответственности по сравнению с предыдущей редакцией ст.164-14 КоАП, где было указано о несоответствии только ценам и объемам. В новой версии этой статье идет речь о несоответствии требованиям ТД и / или ТП победителя процедуры закупки, что значительно более широким понятием.

Фактически, чтобы не попасть на штраф, заказчику, например, нужно будет подписывать договор о закупке в полном соответствии с проектом договора, который был частью ТД. То есть вписали сумму договора по результатам аукциона и внесли реквизиты победителя торгов и все. Это будет проблемой в торгах на закупку природного газа, горючего, работ и т.п., где участники часто диктуют свои условия. С другой стороны, это будет проблемой, если казначейство будет иметь свои замечания к тексту договора и не принимать его на регистрацию.

Совет подписывать договор о закупке в полном соответствии с проектом договора, а все изменения оформлять дополнительными соглашениями с учетом ст. 41 Закона

Данное «нарушения» не будет распространяться на упрощенные закупки.

Также, при заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора. Для отдельных категорий договоров обязательными и другие существенные условия договора.

Исчерпывающий перечень случаев, когда существенные условия договора о закупке могут изменяться, приведенный в ч. 5 ст. 41 Закона.

Обратите особое внимание на то, что договор о закупке заключают и по результатам проведения упрощенной закупки и соответственно изменения к существенным условиям договора относятся и к упрощенной закупки.

Наложение штрафов непосредственно на руководителей

Новостью в ст. 164-14 КУоАП стала возможность наложить штраф на руководителя заказчика, что с одной стороны и положительным моментом, который повлияет просмотр отношение к лицам, которые задействованы в процессе организации закупок для нужд такого заказчика.

Процедура привлечения к ответственности такова:

ДАСУ выдает протокол об административных правонарушениях;

Суд – постановление о наложении штрафа.

Подписаться на журнал «Консалт Инфо» можно по тел: 0800 30 30 31, или по ссылке: https://konsaltua.com/contacts/

похожие новости

Блог
Блог
Блог