Да, АМКУ провел анализ предпосылок, способствующих возникновению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции при проведении публичных закупок и подготовил рекомендации по их устранению. Далее мы систематизировали информацию из письма министерства «Об рекомендаций АМКУ».
Что нужно соблюдать, чтобы тендер стал успешным?
Одной из предпосылок успешного проведения публичных закупок и исполнения договора является подготовка качественной тендерной документации. Отсутствие в ней дискриминационных условий способствует высокому уровню конкуренции на рынках торговли, а положение тендерной документации защищают интересы заказчиков и поставщиков.
АМКУ обращает внимание, что свободную и достаточно широкую трактовку и применение заказчиками установленных Законом и примерной тендерной документацией требований и порядка подготовки тендерной документации по определению квалификационных критериев и способов подтверждения соответствия участников установленным критериям, в том числе исходя из специфики закупки, создает обстоятельства, при которых у заказчиков есть возможность устанавливать дискриминационные условия в тендерной документации при проведении тендеров для обеспечения потребностей государства, территориальных общин и объединенных территориальных общин.
Как показывает практика АМКУ, определяя квалификационные критерии и способы подтверждения соответствия участников установленным критериям, заказчики нередко создают предпосылки для возможного искажения конкуренции, устанавливая требования, которые способствуют злоупотреблениям в процедуре закупки как заказчиком, так и участниками.
Требования тендерной документации всего оспаривают?
Среди наиболее оспариваемых требований тендерной документации являются требования:
- к порядку оформления документов и подписания тендерного предложения: предоставление нотариально заверенных копий некоторых документов, наложения электронной цифровой подписи на каждый загруженный документ, заверение каждого документа подписью и печатью, загрузка каждого документа отдельным файлом и тому подобное;
- о предоставлении гарантийных писем, справок и других документов, которые должны содержать информацию и утверждения, не создают дополнительной ценности тендерном предложении;
- установление в тендерной документации дискриминационных и чрезмерных требований, которые не влияют на качество товара;
- требования о предоставлении документов, не относящихся непосредственно предмета закупки (требование о предоставлении финансовой отчетности предприятия участника по два последних отчетных периода и т.д.);
- не подтверждают квалификацию участников, создают условия для злоупотребления заказчиками при проведении процедуры закупки;
- несоблюдение структуры документации и включения требований о предоставлении определенных документов в неподходящих разделах (например, требование о предоставлении документа в составе тендерного предложения, включена в проекта договора и т.д.);
- не определение конкретного перечня формальных ошибок, может допустить участник и которые не будут основанием для отклонения его тендерного предложения.
Министерство рекомендует
- Соблюдать заказчикам законодательства по формированию требований к предмету закупки и потенциальных участников.
- Избегать установления чрезмерных требований, затрудняющих участие в закупках и искусственно ограничивают круг потенциальных участников. Поскольку такие требования могут привести к нарушению принципов осуществления закупок.
- Использовать информацию из открытых ДР и в форме открытых данных, нормативные документы Правительства.
- Пользоваться предусмотренными Законом о публичных закупках способами обеспечения тендерных предложений и выполнение договорных обязательств.
Об открытых реестрах и проверке участников, можете почитать в нашей статье.