Назад в каталог статей
Блог

ЗАКУПКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

19 Сентября 2018

Коротко о новых правилах рынка

С 11 декабря 2018 состоится отделения видов деятельности по распределению и поставке электрической энергии в существующих вертикально-интегрированных энергоснабжающих компаниях. Согласно законодательству именно с этого момента один и тот же субъект хозяйствования не будет иметь права одновременно вести деятельность по распределению и поставке электрической энергии. Так, распределение электрической энергии будут осуществлять операторы систем распределения (субъекты естественных монополий), а поставки электрической энергии потребителям - отдельные от операторов систем распределения юридические лица - электропоставщики, которых будут избирать заказчики. И важно - это должны быть разные субъекты хозяйствования.

Поэтому заказчики, если поставки электроэнергии пока вам пока осуществляет електропоставщик по регулируемому тарифу, то в 11 декабря 2018 необходимо будет выбрать электропоставщика и заключить с ним договор поставки электрической энергии.

На это также обратили внимание НКРЕКП в своем письме * от 17.10.2017 г.. № 10835 / 13.1 / 7-17 и Минэкономразвития - в письме от 09.11.2017 г.. № 3304-06 / 40489-07.

Напомним, Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 № 2019-VIII (далее - Закон) начал действовать 11 июня прошлого года. Именно тогда фактически и начался процесс реформирования электроэнергетической отрасли в Украине.

Среди главных его изменений было отделение функции по распределению электрической энергии от функций производства, передачи и снабжения, то есть создание соответствующих отдельных юридических лиц.

Положениями Закона (п.13 раздела ХVІІ «Заключительные и переходные положения») определено, что к 11.12.2018 существующие на сегодня энергоснабжающие компании должны принять меры по отделению оператора системы распределения от поставок электрической энергии путем создания соответствующих субъектов хозяйствования.

Таким образом, один и тот же субъект хозяйствования не может одновременно поставлять электроэнергию и предоставлять услуги по ее распределению..

Правило 2 - проведение двух процедур закупки электроэнергии

Прежде всего, правовые и экономические основы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной общины устанавливает Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее - Закон № 922). Он определяет, что закупку можно проводить по одной из процедур, предусмотренных частью 1 статьи 12 Закона № 922. Напомним, еще в конце прошлого года в своем письме, которое уже указали выше, НКРЕКП обращал внимание заказчиков товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства , что деятельность по поставке электрической энергии не относится к сфере естественных монополий, а с введением Закона будет юридически отделена от деятельности по распределению электрической энергии. Поэтому считаем, что заказчик, должен учитывать ожидаемую стоимость закупки, и после решать о необходимости проведения процедуры закупки. Так, переговорную процедуру закупки заказчик проводит на распределение электроэнергии. А открытые торги - на поставку электроэнергии.

Правило 3 - электропоставщики только с соответствующими лицензиями

Заметим, право осуществлять деятельность по поставке электрической энергии имеют только те компании, которые получили соответствующие лицензии ..

Деятельность по распределению также подлежит лицензированию в соответствии с законодательством. Оператор системы распределения предоставляет услуги по распределению электрической энергии на недискриминационной основе. При этом он руководствуется Законом № 2019, кодексом систем распределения и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими функционирование рынка электрической энергии.

Перечень компаний, которые получили соответствующие лицензии, НКРЕКП публикует у себя на сайте.

Правило 4 - учет нормативно-правовых актов, регулирующих процессы функционирования рынка

Ранее, МЭРТУ в своем письме (от 09.11.2017 3304-06 / 40489-07,) информировало, что закупку электрической энергии можно осуществлять по одной из процедур, предусмотренных в статье 12 Закона Украины «О публичных закупках» с учетом переходных положений Закона в части осуществления закупки электрической энергии как товара на конкурентных началах и соблюдением требований Закона о публичных закупках и нормативно-правовых актов, разработанных на их выполнение.

Что касается последнего - в письме МЭРТ приведен перечень нормативно-правовых актов, регулирующих процессы функционирования рынка электрической энергии и взаимоотношения между его участниками. Письмо ** «Об закупках электрической энергии и услуг по поставке электрической энергии» №3304-04 / 39642-06 от 10.09.2018 г..

Тож, такими нормативно-правовими актами, є:

  • Правила рынка.
  • Правила рынка «в сутки вперед» внутреннего рынка;
  • Правила розничного рынка электрической энергии.
  • Кодекс системы передачи.
  • Кодекс системы распределения.

* Письмо НКРЕКП «Щодо надання роз'яснень у зв'язку із набранням чинності Закону України «Про ринок електричної енергії» від 17.10.2017 р. № 10835/13.1/7-1 http://vobu.ua/ukr/documents/item/lyst-nkrekp-vid-17102017-r-10835-131-7-17-shchodo-nadannia-roziasnen-u-zviazku-iz-nabranniam-chynnosti-zakonu-ukrainy-pro-rynok-elektrychnoi-enerhii

** Письмо Мерт «Щодо закупівель електричної енергії та послуг з постачання електричної енергії» №3304-04 / 39642-06 від 10.09.2018р. http://me.gov.ua/InfoRez/DocumentsList?id=f2e30594-ba6c-420f-9c24-2a852415a884&lang=uk-UA&tag=InforezKnowledgeDb

*** Правила роздрібного Сайти Вся електричної енергії, ЗАТВЕРДЖЕНІ ухвалив НКРЕКП № 312 від 14.03.2018 http://www.nerc.gov.ua/?id=31833

похожие новости

Блог
Блог
Блог
Участник имеет право обжаловать условия тендерной документации или действия заказчика, если имеет место в том или ином случае нарушения его прав или интересов. Порядок подачи жалобы в таком случае регулирует статья 18 Закона «О публичных закупках». А орган, который рассматривает такие жалобы и выносит решение - Постоянно действующая административная коллегия по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок АМКУ. В статье, опираясь на практику органа обжалования, мы выделили группы тех причин, при наличии которых государственные тендеры чаще всего оспаривают участники. Также рассказали о некоторых важных изменениях в статье 18 с апреля 2020-го.