Назад в каталог статей
Мнение экспертов

ЖИЗНЬ БИЗНЕСА В PROZORRO MARKET: ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ ГУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ»

01 Июля 2020

Уникальный государственный онлайн магазин, который имеет определенные преимущества особенно для начинающего в публичных закупках - электронный каталог. Без лишних документов и долгих ожиданий решений о победителе, здесь в Prozorro Market, поставщик сразу получает заказ. И какие важные моменты при этом следует знать бизнесу, нам рассказал руководитель ГУ «Профессиональные закупки» Андрей Кузьменко. Говорила с которым Мария Шепель, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами электронной площадки «E-Tender».

Бизнес получил шанс и хорошую возможность работать легко и быстро с государством. Продавать свой товар через систему электронных каталогов. Это уникальный государственный онлайн магазин, который имеет определенные преимущества особенно для начинающего в публичных закупках. Без лишних документов и долгих ожиданий решений о победителе, здесь в Prozorro Market, поставщик сразу получает заказ. И какие важные моменты при этом следует знать бизнесу, нам рассказал руководитель ГУ «Профессиональные закупки» Андрей Кузьменко.

Андрей, почему возникла идея создать такой государственный проект как Prozorro Market?

Государство покупает большое количество товаров, стоимость которых не более 200 тыс. Для заказчиков это, как правило, рутинные закупки, на которые тратят много времени. Кроме того, большое количество таких закупок проходила вне системы. Поэтому возникла идея сделать простой инструмент, который предоставит государственным заказчикам возможность покупать такие товары широкого потребления легко и быстро, и при этом будут сохранены основные принципы закона «О публичных закупках»:

  1. Добросовестная конкуренция среди участников;
  2. Максимальная экономия, эффективность и пропорциональность;
  3. Открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;
  4. Недискриминация участников и равное отношение к ним;
  5. Предотвращения коррупционных действий и злоупотреблений.

Проект уже пилотируемый больше года, возникали во время его существования проблемы?

Он близок к стартап проекту, хотя и находится в государственном секторе. Поэтому мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и обычный бизнес. В том числе такими, как кризис роста.

В текущей архитектуре, быстро нарастить товар в системе с технической стороны не так уж и просто. Сейчас работники ГУ «Профессиональные закупки» создают профили товара, а поставщики уже добавляют ценовые предложения в созданный продукт. Такой алгоритм хорошо работал в начале. Но он существенно замедляет наполнение каталогов новыми товарами. Эту проблему мы осознали почти сразу. И начали разрабатывать новую архитектуру каталогов. Новая архитектура будет предусматривать возможность поставщикам самостоятельно добавлять товары в каталог. К сожалению, разработка также требует много времени. Мы ожидаем, что новый функционал начнет работать уже до конца года.

Пока идет разработка новой архитектуры, мы приняли решение добавлять, в первую очередь, те товары, которые пользуются наибольшим спросом у заказчиков.

Вы практикуете встречи с поставщиками перед открытием новой категории в каталоге?

Да, мы перед введением новой категории товара организуем встречи с поставщиками. Пока эти встречи проходят онлайн. Они позволяют нам узнать об особенностях рынка и лучше понять, как построить категорию товара.

Кроме того, такие встречи помогают нам привлекать поставщиков. Бизнесу такие встречи дают возможность лучше понять, как работает Prozorro Market, его преимущества. Поэтому, как правило, те поставщики, которые приходят на такие обсуждения, сразу подаются на квалификацию в каталог.

Дал новый закон толчок к развитию проекта?

Мы наблюдали увеличение количества закупок и интерес к проекту с начала года. Резкое увеличение закупок через каталог состоялось еще в марте. Мы думаем, что некоторые заказчики тестировали Prozorro Market как инструмент перед 19 апреля. После того, как начал работать новый закон, мы наблюдаем постоянный рост количества сделок.

Однако, мы ожидаем еще более существенного увеличения закупок через каталог после того, как Кабмин примет проект постановления «Об утверждении порядка формирования и использования электронного каталога». Ведь это постановление позволит государственным заказчикам пользоваться Prozorro Market в закупках от 50 до 200 тыс. грн (а отдельным заказчикам, которые являются монополистами в своей области - до 1 млн грн). Сейчас делать заказ в Prozorro Market можно только до 50 тыс. грн. Таким образом, принятие постановления поможет предпринимателям расширить рынки сбыта и получить дополнительные источники заработка. А государственным структурам - проводить быстрые и эффективные закупки.

Какая выгода бизнеса от участия в маркете?

В отличие от довольно сложных для новичков тендерных процедур, продажа товаров через каталог - это просто. Товары для Prozorro Market может предложить любая компания.

Для того, чтобы продавать товары на Prozorro Market, компании нужно один раз пройти квалификацию. Далее компания будет получать заказы и доставлять свои товары. И заказ искать даже нужно - товары в каталоге гарантированно будут видеть заказчики всей страны.

Можно уверенно сказать, что с Prozorro Market для бизнеса открывается возможность фактически выйти на новый рынок. Получить новых клиентов и увеличить объемы продаж. В отличие от многих других рынков, в сегменте государственных закупок спрос по сравнению с 2019-м только растет.

Расскажите о квалификации поставщика в электронном каталоге?

Получить статус поставщика на Prozorro Market несложно. Для начала предприниматель должен определиться с категорией товаров, которую хочет продавать, и пройти квалификацию. Для этого достаточно будет направить 20 расходных или налоговых накладных за текущий и / или предшествующий годы, подтверждающие опыт поставки аналогичных товаров или иметь 5 выполненных сделок в нужной категории на Prozorro. После этого нужно зарегистрироваться на одном из авторизованных площадок Prozorro и опубликовать свои ценовые предложения.
Какой механизм подачи подтверждение этих 5 соглашений о выполнении?
Когда участник подает заявку в каталог, он просто отмечает, что имеет 5 выполненных сделок в Prozorro о выполнении договоров. И мы сами проверяем эту информацию. Если это не подтверждается отчетами, мы сообщаем поставщику, что он по-другому должен подтвердить свой опыт. Перед тем, как подавать нам документы, участник может сам 
проверить, действительны ли соглашения, которые у него есть, выполнены и соответствует ли код товара в сделках тем категориям, в которые он проходит квалификацию.
Сколько времени проходит квалификация, как долго участнику ждать решение?
По условиям нашего договора оферты мы квалифицируем в течении 10 рабочих дней. В такие сроки квалификация происходит если потенциальный поставщик не допустил ошибок. Если в документах есть ошибки, срок рассмотрения продлеваем и считаем его заново с момента подачи участником новых документов.
Может ли нерезидент продавать в Prozorro Market?
В законе о публичных закупках ограничений на участие нерезидентов - нет. Нерезиденты должны отвечать тем же условиям, что и отечественный бизнес. Нерезидент, который сможет быстро организовать заключения договора и поставки товара, будет успешным участником электронного каталога.
Назовите группы товаров, которые больше покупают в маркете.
Наиболее популярная группа товаров - топливо. На втором месте - офисное оборудование и принадлежности разные. И в этой категории популярное - бумага. Примерно 20% всех сделок заключены именно на поставку бумаги.
Медицинская группа товаров, которую администрирует ГП «Медицинские закупки Украины» также пользуется спросом.
В каких сегментах самая низкая конкуренция?
Обычно, самая низкая конкуренция - в новых категориях. Однако, со временем, конкуренция в новых категориях всегда увеличивается. Поэтому какую-то отдельную категорию товаров с низкой конкуренцией выделить трудно.
Какие категории планируете запускать в ближайшее время?
В ближайшее время будем продолжать наполнять следующие категории: офисное оборудование, канцелярия, компьютерная группа и продукты питания, хозяйственные товары и моющие средства. Продолжим и дальше наполнять категорию мебель. Также прогнозируем большой спрос на строительные материалы и автозапчасти, и планируем начать работу над этими категориями. Но это пока в планах.
Планируется добавлять в каталог работы и услуги?
Сейчас по закону в Prozorro Market можно торговать только товарами. Хотя это и популярный вопрос среди бизнеса и заказчиков. Мы со своей стороны будем выходить с запросом добавить в закон возможность закупать через Prozorro Market и услуги.
Когда к Prozorro.Маркет добавите электрическую энергию и природный газ?
Мы исследовали этот вопрос и уделили ему много времени. Безусловно, электроэнергия это специфический товар. Прежде всего, потому, что в момент закупки заказчик не может знать по какой фактической ценой будут ее поставлять, потому что тариф меняется в течение года. Чтобы решить эту проблему, мы планировали для расчета цены использовать определенную формулу. Чтобы это работало, эта формула должна быть в составе договора между поставщиком и заказчиком. Но соглашения заключаются уже вне системы и мы не можем быть уверенными, что формула расчета будет составной договора. И здесь есть риск. Сейчас этот вопрос для нас открытый и мы будем искать эффективное решение.
Как планируете бороться с недобросовестными поставщиками?
Алгоритм действий в отношении недобросовестных поставщиков должен быть утвержден 
постановлением Кабмина, которое будет регулировать работу электронных каталогов. О случаях, когда поставщик отказался от подписания договора о закупке на условиях, указанных в его предложении  , заказчик сможет сообщить администратору каталога. И в случае наличия у поставщика трех случаев нарушений в течение одного календарного месяца или пяти случаев нарушений в течение трех календарных месяцев, предложения поставщика будут исключены из каталога на 3 месяца.
В какие сроки должны заказчики оплатить поставщику?
Мы рекомендуем, чтобы такой срок был не более 15 дней. И для большинства заказчиков - не проблема и они их проводят.
Бизнес спрашивает, за что 5%?
Если смотреть с позиции администраторов каталога и площадок, то этот тариф не такой же и высокий, ведь охватывает 
большой перечень работ:

  • Работа программистов по разработке и поддержке каталога;
  • Работа по изучению спроса и наполнению каталога товарами;
  • Ценовой мониторинг для установления ценовых пределов;
  • Поддержка пользователей (как заказчиков, так и поставщиков);
  • Работа по квалификации поставщика в каталог.

И это только верхушка айсберга.
Однако, мы услышали запрос рынка на снижение тарифа. И вышли с предложением его изменить. С учетом увеличения количества продаж через маркет, это стало возможным. Новое постановление КМУ о порядке работы электронных каталогов содержит новую тарифную сетку:

  • 3% - для сумм до 50 000 грн;
  • 2% - для сумм от 50 000 до 200 000 грн;
  • 1% - для более 200 000 грн.

Во времена кризиса часто первыми под удар попадает малый и микробизнес. Из-за карантина многие предприниматели попали в ситуацию, когда объемы продаж упали в несколько раз. Prozorro Market - инструмент, который поможет предпринимателям преодолеть кризис. Поэтому мы и дальше будем работать над тем, чтобы бизнесу было как можно легче и эффективнее сотрудничать с государством.

Полезные статьи:

Квалификация:

Площадка E-Tender предоставляет услуги по участию в Прозоро.Маркет и консультирует по размещению товаров в каталогах.
Обращайтесь к нашим менеджерам.
С уважением команда E-Tender!

Заинтересовала информация статьи?
Получить дополнительное разъяснение